본문 바로가기
불교학

五蕴 पञ्च स्कन्ध pañca-skandha - 佛教 :五蘊 分析 五種基本元素, 1.rupa 色蘊 रूप, 2.vedana 受蘊 वेदना, 3.samjna 想蘊 संज्ञा, 4.samskara 行蘊 संस्कार , 5.vijnana 識蘊 ..

by 貧者一燈 2020. 11. 16.

 

 

 

梵语 pañca-skandha,巴利语 pañca khandhā。作五阴、五众、五聚。,音译作塞健陀,乃积聚、类别之意。 (一)色蕴(梵 rūpa-skandha),泛指宇宙间一切物质现象。 (二)受蕴(梵 vedanā-skandha),人的感受作用,感觉或单纯的感情。 (三)想蕴(梵 sañña-skandha),人的思想、概念,或心中浮现的形象,或表象作用。 (四)行蕴(梵 saṅkhāra-skandha),行是造作,也包括人的意志、意念及行为。亦指受、想以外,心识的一般作用。 (五)识蕴(梵 viññāna-skandha),识是认识作用,此在唯识学上称为了别作用。

 

 

 

佛教

巴利語khandha梵語स्कन्ध,转写:skandha孟加拉語স্কন্ধ,转写:skandha),又譯為,有積增聚合的意思[1],佛教術語,意指人類存在的基本要素。佛教將蘊分析成五種基本元素,即受蘊想蘊行蘊識蘊五者,又稱五蕴梵語पञ्च स्कन्ध,转写:pañca-skandha巴利語pañcakkhandhā),舊譯五陰五聚五眾.

 

 

Группы привязанности

 

  1. Форма, материальноерупа (пали. rūpa-kkhandha, санскр. रूप, rūpa; кит. трад. 色蘊, упр. 色蕴, пиньинь sè yùn) — тело с органами чувств, пять их познавательных способностей (пять «внешних» индрий, бахья-индрии): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также пять соответственных типов материальных объектов восприятия (вишая): цветоформы, звуки, тактильные ощущения, запахи, вкусы. То, что в рупа-скандху входят не только тело с органами чувств, но и внешние чувственные объекты восприятия, стирает границы между субъектом и объектом, организмом и окружающей средой. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие «рупа» близко к понятию «материя» в западной философии.
  2. «Чистое» чувство, ощущениеведана (пали. vedanā-kkhandha, санскр. वेदना, vedanā; кит. трад. 受蘊, упр. 受蕴, пиньинь shòu yùn) — чувственное переживание, возникающее в потоке сознания при контакте одного из пяти органов чувств и ума (шесть индрий: ум — шестая, «внутренняя» индрия) с объектом восприятия (аламбана). Речь идёт о действии предметов мира на чувственность, перцепции (эмоции к ведана-скандхе не относятся). Существуют три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются: их яркость пропорциональна их интенсивности.
  3. Совместное постижение, понимание, представлениясанджня (сання) (пали. saññā-kkhandha, санскр. संज्ञा, saṃjñā; кит. трад. 想蘊, упр. 想蕴, пиньинь xiǎng yùn) — опознавание объектов пяти видов чувственного восприятия: цветоформ, звуков, телесных ощущений, запахов, вкусов; познание через соединение элементов, конструирование их единства, концептуализация, идеи. Знаково-понятийное содержание сознания. Речь идёт об аффективной обработке чувственного восприятия и формировании концепций.
  4. Формирующие факторы, опыт, склонности, волясамскара (санкхара) (пали. sankhāra-kkhandha, санскр. संस्कार, saṃskāra; кит. трад. 行蘊, упр. 行蕴, пиньинь xíng yùn) — впечатление, отпечаток, след, латентная тенденция, оставляемая действием (кармой) тела, речи и ума в психике; также мотивации практически всех видов умственной деятельности (мнений, мыслей, решений, волевых импульсов), которые в дополнение к ощущениям и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля, намерение (четана) являются основой действия (кармы) и движущей силой, закабаляющей в сансаре. При перерождении самскары выступают как «формирующие факторы» тела, органов познания, психики, пола, статуса, окружения и т. д. живого существа, появившегося на свет. Санскара-скандха «собирает», «составляет» другие четыре сканхи. Таким образом, самскара является одновременно и результатом прошлой кармы, и «формирующим фактором» при рождении, и источником новой кармы. Речь идёт в первую очередь об осознанном действии.
  5. Различение, избирательное познаниевиджняна (винняна) (пали. viññāṇa-kkhandha, санскр. विज्ञान, vijñāna; кит. трад. 識蘊, упр. 识蕴, пиньинь shìyùn; префикс «ви-», стоящий перед словом «джняна» — «знание», имеет распределительное значение) — общая способность ощущать, различать, распознавать. Существуют шесть распознаваний (виджнян): зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, ментальное. «Шесть форм распознавания» всегда направлены на объект своей категории. В отличие от санджни — познания через установление связи и соединение, виджняна является познанием через дифференциацию, различение, анализ, выбор. Также, виджняна объединяет ряд непостоянных и мгновенных различных психических состояний в одну индивидуальную серию (читта-сантана). В широком смысле, виджняна обозначает всю интеллектуальную активность, сознание, тождественна психике (читта), охватывает все психические процессы — от чувственных распознаваний, эмоций и мышления до воли, намерений и внимания, включая понимание результатов действия, не омрачённое эмоциями, запоминание, накопление знаний.

 

 

 

仏教用語蘊, スカンダ

 

パーリ語

サンスクリット語

チベット語

ベンガル語

ビルマ語

中国語

日本語

韓国語

英語

クメール語

シャン語

タイ語

 

खन्ध (khandha)
स्कन्ध (skandha)
ཕུང་པོ་ལྔ་
(phung po lnga)
স্কন্ধ (skandha)
ခန္ဓာ (ငါးပါး)။
(T), (S)
aggregate, mass, heap
បញ្ចក្ខន្ធ
ၶၼ်ႇထႃႇ
ขันธ์
 

 

 

 

                                                      ***Devimahatmya Sanskrit***